Как научить ребенка любить читать художественные книги
Почему ребенок не хочет читать художественные книги?
Чтению сложно конкурировать с красивыми красочными фильмами, спецэффектами, где всё уже разжевано и показано, не надо ничего придумывать.
Более того, доступность и распространенность кино привела к тому, что о конкуренции между книгой и фильмом речь даже вообще не идет.
Знаете почему?
Потому что современному ребенку даже в голову не приходит, что книга может «соперничать» с фильмом.
А она может. И быть даже более красочной и захватывающей. Ведь, читая, ты можешь «посмотреть в своей голове» абсолютно любой «фильм», который ты себе напридумываешь.
Правда многие (возможно даже - большинство) современные дети так не умеют. Просто не понимают, как воссоздавать в голове прочитанные образы. Да и повода учиться - при наличии фильмов - в общем-то и нету.
Но это поправимо, и этому можно научить. Когда ребенок поймет, как "рисовать" книгу у себя в голове - он абсолютно гарантированно откроет для себя целое развлечение, и по-настоящему полюбит чтение.
Сейчас многие взрослые читатели этой статьи подумали: "Меня-то никто этому не учил, сам (-а) разобрался (-лась)."
И я вам отвечу: "У вас не было видео в том количестве, в котором оно есть у современных детей. Ваш мозг с самого рождения тренировался воссоздавать образы. Он не ленился и не надеялся, что ему дадут готовую картинку".
Современных детей Надо учить читать Правильно.
С чего начать учиться любить чтение
Если ребенок читает еще не очень бегло, начните учиться придумыванию образов не на самостоятельное чтении. Пусть для начала читает кто-то из взрослых.
Постарайтесь выбрать книгу, которая не экранизировалась; или хотя бы ребенок не видел фильм по ней.
Персонажи должны быть простыми и понятными. Не выбирайте книги, где описываются сложные эмоции, противоречивые чувства и поступки.
Для ребенка из начальной школы подойдут книги Успенского (Меховой интернат), Драгунского (Денискины рассказы), Булычева (Приключения Алисы) - смешно, довольно современно и просто в понимании.
Для ребят постарше можно выбрать Стивена Кинга, что-то из хорошей фэнтези или по увлечениям ребенка.
А чтобы было интереснее, скажите ребенку, что он будет не просто читать (точнее - слушать), а как настоящий режиссер придумывать кино про книгу. И для этого очень важно, слушая, представлять перед глазами, как бы написанное в книге смотрелось на экране телевизора.
Вот только не надо говорить, что "ну вот, снова телевизор". Телевизор есть. Всё. Это наша реальность. Можно его тихо и бесперспективно ненавидеть, а можно - воспользоваться в наших интересах.
Итак, начинаем читать.
Придумываем главного героя
Начните читать. Попросите ребенка слушать с закрытыми глазами, и попробовать представлять себе то, что происходит в книге - как если бы это было на экране.
Читайте медленно и с выражением. Ваши интонации будут помогать ребенку "видеть" прочитанное.
Через пару страниц образ главного героя рассказа или повести будет достаточно хорошо прорисован.
Если ребенок уже взрослый и читает сам - пусть через пару страниц остановится.
Остановитесь и попросите ребенка представить себе, что главный герой стоит сейчас перед ним. Попросите ребенка рассказать:
- Как выглядит главный герой? Какие у него глаза, волосы, уши, руки - ноги?
- Во что он одет?
- Каким голосом он говорит: высоким или низким, детским или взрослым?
- Есть ли у него во внешности что-то особенное, что ярко выделяет его среди других? Может, сильно оттопыренные уши? Ярко-желтая футболка? Поросёнок в руках? Или наш герой незаметен в толпе?
Может оказаться, что вы прочитали описание внешности героя, а ребенок описывает его совсем по-другому.
Это не значит, что он вас не слушал. Это - авторское прочтение 😊 Образ, переосмысленный в голове малыша, может оказаться совершенно другим, не таким, как в книге.
- Какой он - наш главный герой? Умный или глупый? Веселый или грустный? Хитрый или простодушный?
- Что он любит? Может - мороженое и футбол? Или котят?
- Чего он ненавидит? Манную кашу? Учить уроки?
Бедные современные дети! Когда я задавала эти вопросы детям, они впадали в ступор и стыдливо пытались вспомнить, где про это было написано, а они прослушали.
Объясните ребенку, что про это не было написано. Это надо нафантазировать самостоятельно. И говорить можно всё, что угодно - всё, что пришло в голову, пока слушал книгу.
Если на первых страницах встречались и другие герои - точно так же придумываем и их.
Учимся представлять себе книгу
Теперь надо обсудить обстановку, окружающую героев.
Когда встречаетесь в книге с каждой новой сценой (герои сидят в комнате, пришли в лес, учатся в школе...), просите ребенка закрыть глаза, послушать описание места (если описание есть) и пофантазировать, что это за место.
Важно: нет задачи описывать придуманное место, как картинку. Мы воспринимаем новые места не как фотографию с перечнем элементов, а как совокупность субъектов, с которыми провзаимодействовали наши органы чувств.
Задайте ребенку вопросы:
- Светло или темно там, где находятся герои книги?
- Холодно там или жарко?
- Солнечная или пасмурная погода?
- Свежий ли воздух или спёртый? А может - пыль?
- Чем там пахнет? (Это - важный вопрос. Как настоящее животное, человек многое подсознательно воспринимает через запахи. Стоит только нафантазировать запах - это уже половина успеха при «погружении» в книгу. Поэтому пусть ребенок опишет запах обязательно.)
- Какие самые запоминающиеся предметы (вообще объекты) там есть? Что видит герой книги?
В начале - когда только учите ребенка «погружаться в книгу» - прорабатывайте так каждую сцену, вслух. Позже он натренируется, и будет делать так сам, автоматически.
А мы тем временем переходим к следующему уровню погружения.
Превращаем книгу в увлекательное кино
За что люди предпочитают фильм книге? Помимо готовых картинок и красочности там уже есть готовые эмоции. Режиссер подумал и решил за нас, что будет чувствовать персонаж и как он будет взаимодействовать с окружающим миром.
Это сложная задача: научиться видеть это из книги. Особенно непросто будет ребенку, который читает самостоятельно. Поэтому такое задание лучше выполнять, слушая чье-то чтение, даже с хорошо читающим ребенком.
Почему?
Давайте представим себе какого-то персонажа, у которого любимая собака убегает на проезжую часть. Персонаж кричит: «Вернись! Тузик! Назад! Ко мне!»
Хорошо читающий ребенок обязательно прочитает речь персонажа громко и с выражением: его научили правильно читать восклицательные знаки.
Почувствует ли ребёнок, поймет ли при этом отчаянье героя, страх за Тузика, убегающего под колеса машин? Не факт.
А для того, чтобы полюбить читать, нам нужно научить его именно пониманию чувств, которыми пропитана книга, а не красивому чтению с выражением.
Итак, читать ребенку будет кто-то из взрослых. Разумеется, нам нужны красивые правильные интонации, которые будут подсказывать ребенку, какие эмоции испытывает герой.
Попросите ребенка закрыть глаза и слушать, представляя перед глазами фильм. Благо внешность героев и окружающую обстановку вы уже представили себе и обсудили.
Прочитайте кусочек сюжета, диалог - какой-то более менее законченный эпизод, в общем - и задайте ребенку такие вопросы:
- Как ведет себя герой в этом сюжете? Он стоит, сидит, ходит, ест, что-то другое...
Это ребенку надо не вспомнить, а именно нафантазировать. Возможно, это было написано, но ребенок может представить себе что-то совершенно другое.
- Что сейчас чувствует герой? Ему радостно / грустно / страшно...?
Чувств и их оттенков гораздо больше, чем я перечислила. Чем точнее ребенок опишет воображаемые чувства героя, тем лучше.
- Какое у него выражение лица? Веселое / злое / удивленное...?
То же самое: выражений лица много. Если ребенок не сможет найти подходящие слова для описания - пусть покажет.
- Чувствовал ли ты что-то подобное? Когда? При каких обстоятельствах?
Это самый важный вопрос. Соотнося себя с героем книги, ребенок начинает лучше чувствовать эмоцию. И именно это - эмоция книги, пропущенная через собственный опыт - делает книгу круче фильма.
————-
Разберите так с ребенком так несколько рассказов или повестей.
Обычно дети - с их еще не замутнённой способностью фантазировать - быстро научаются «видеть» книгу, и начинают хотеть читать сами.
Главное теперь - не отбить у ребенка желание читать, навязывая ему «правильные» книги.
Разделите учебное чтение и чтение для удовольствия. Пусть читает для удовольствия, что хочет: фантазирует и наслаждается.
Вы увидите, что чтение для учебы в этом случае тоже пойдёт легче.
Комментариев нет:
Отправить комментарий