Домашка длиною в бесконечность или Как научить ребенка быстро и самостоятельно делать уроки
- Он у меня домашку по 5 часов делает - и всё равно куча ошибок!
- А ты всё это время рядом сидишь?
- Нет, зачем?! Я сажаю за уроки и иногда контролирую. Он же уже школьник! Самостоятельный должен быть! Как иначе самостоятельность вырабатывать?
Такие диалоги всегда слышны возле школы: мамы детишек из начальной школы обсуждают, как правильно развивать самостоятельность.
Удивительно, но многие родители почему-то думают, что с поступлением в 1 класс у ребенка моментально сама собой появляется самостоятельность, дисциплина, ответственность и усидчивость.
А на случай, если само не появилось - всё это можно развить, бросив ребенка один на один с его учебой.
"Раз двойку получит, второй - на третий будет знать, как уроки медленно / плохо учить (не собирать портфель /забывать сменку / подставьте сами, что ближе)!", - говорят такие мамы.
А знаете, на что это похоже?
Помните, как спартанцы отбирали "подходящих" детей? Бросали новорожденных на морозе и на утро подбирали выживших.
Постепенно мир становился менее диким... В 20 веке уже никто не морозил грудничков, чтобы проверить на выносливость. А вот плавать учили похожим методом: бросали в воду и ждали - выплывает или нет. Если не выплывет - так и быть, спасали.
Вряд ли адекватному родителю придет в голову применить такой метод обучения плаванию сейчас: запасных детей ни у кого нет, ценность каждого ребенка сейчас гораздо выше, чем была 50 лет назад.
А вот усидчивость, самостоятельность и дисциплинированность в обучении мы упорно продолжаем тренировать методом "забрасывания" ребенка в школьные реалии: выживет - не выживет.
Происходит ровно так же, как с выбрасыванием из лодки поплавать: кто-то научится - да, а кто-то наглотается воды и больше никогда в жизни к реке не подойдёт.
Это я как раз про тех, кто домашку по 5 часов делает, тупя в потолок или отвлекаясь на всё подряд.
Правильно - у тех, кто делает домашку часами, не развит навык самостоятельной работы. Они бесконечно отвлекаются, переключаются на что-то другое - от игрушек до собственных мыслей, не могут сфокусироваться на задании. В итоге домашняя работа превращается в бесконечность длиной в целый вечер: ни погулять, ни поиграть, ни поучиться толком не получается.
И что же делать? Как развить самостоятельность в выполнении домашней работы?
К счастью, даже в средней школе ребенка делать домашку за ограниченное количество времени (смотря сколько задают, конечно - но ровно столько, сколько нужно на сконцентрированную работу).
Только давайте сразу договоримся, что угрожать "не погуляешь, не поиграешь", убеждать "сделал дело - гуляй смело" и взывать к чувству ответственности бесполезно. Детям, у которых не натренирован навык самостоятельного сконцентрированного обучения, все это не поможет.
А что же можно сделать? Можно - заняться тренировкой этого навыка.
0. Убираем с рабочего стола ребенка все лишнее, что не нужно для занятий:
- игрушки,
- ненужные книжки,
- слишком красивую канцелярку, вроде ручек с единорогами,
- еду (грызки),
- любые другие вещи, которые ребенок может захотеть крутить в руках во время домашки.
Исключаем классические поводы отвлечься - "попить" и "пописать": ставим стакан воды и отправляем в туалет.
- Выделяем час времени на одного ребёнка: в идеале - в одно и то же время каждый день.
Если детей двое и больше - с каждым нужно заниматься отдельно! Это важно: один час = один ребенок!
Перед началом занятий заведите будильник (таймер) ровно на час. Сообщите ребенку, что он будет учиться ровно час.
2. Садимся рядом с ребенком и «запускаем» его в работу:
Открой дневник. Какой первый предмет ты будешь делать? Почему именно его?
Хорошая идея - учить уроки либо по порядку, как записаны в дневнике, либо, начиная с самого сложного: потому что в начале учебы концентрации внимания выше.
И всегда - сначала письменное, потом устное: опять-таки потому, что письменная работа требует более высокой концентрации внимания.
3. Главная задача родителя: не дать ребенку «спать» - отвлекаться в течение часа.
Если увидели, что ребенок завис, спросите; «Ты спишь или думаешь?»
Если ответил, что думает - попросите думать вслух: иногда детям (да и взрослым порой) кажется, что они думают о своей задаче, а на самом деле мозг уже давно отключился.
Так или иначе, отвлекаться ребенок будет: на посторонние звуки, на собственные мысли... Задача родителя - помочь ему как можно быстрее вернуться к работе. Иногда для этого достаточно просто постучать ручкой по тетради :-)
Чтобы родитель смог выполнять все эти функции, важно сидеть с ребенком этот час, не отвлекаясь.
Вы же сможете час утерпеть без воды, туалета и уборки на кухне?
4. Отпускаем ребенка отдыхать ровно через час - или по готовности домашней работы.
В начальной школе в таком режиме вам почти наверняка будет хватать одного часа.
В средней школе, скорее всего, потребуется 2 - 3 часа. Но отдыхать мы идем всё равно ровно через час. Прозвенел будильник - всё, отдых. Где остановился - там остановился. Если ребенку оооочень хочется - пусть допишет ответ или до ближайшей точки, но так, чтобы буквально пара дополнительных минут.
Отдых должен длиться не менее получаса, а лучше (и, если время позволяет) - 1-2 часа.
В это время не должно быть вообще никакой учебы: ни "попиши пока на черновике", ни чтения, ничего. Дайте ребенку возможность самостоятельно выбрать дело, которое ему нравится. В идеале - бегать, прыгать, орать и хулиганить. Если мама или папа присоединится - вообще прекрасно.
Когда наотдыхались - снова занимаемся ровно час в таком же режиме.
Даже в старших классах на выполнение домашней работы в таком интенсивном режиме режиме 3 часов хватит точно.
Сейчас кто-то подумал про творческие задания или задания на чтение большого текста, которые могут требовать огромное количество времени. Отвечу сразу: такие задания никогда не задают "на завтра". На их выполнение даётся несколько дней.
Отслеживайте такие задания в дневнике и приучайте ребенка: разделить поровну на дни, оставшиеся до "дня Х" и выполнять по частям.
"Ну и где тут самостоятельность?" - спросите вы. "Вместо самостоятельности, наоборот, бесконечное сидение над ребенком"
А это мы тренировали у ребенка навык концентрации. Без него самостоятельности не бывает.
А вот теперь - самостоятельность!
В какой-то момент вы поймете, что ребенок стал отвлекаться намного меньше.
Это произойдет не через неделю. На это может потребоваться несколько недель или даже несколько месяцев. Но рано или поздно произойдет обязательно.
Начните потихоньку оставлять ребенка один на один с уроками: на пару минут (попить водички), на 5 минут, на 10... Смотрите на то, как будет себя вести ребенок: получается ли у него сохранять концентрацию на короткое время без вашего присутствия.
Хорошая идея для переходного периода: мама готовит ужин, ребенок за ее спиной учит уроки. С одной стороны обеспечивается мамино присутствие, с другой - мама присутствует только в качестве "декорации".
Увеличивайте время, которое ребенок учит уроки самостоятельно, очень постепенно: на одной неделе 5 минут, на следующей неделе 10 минут - и так далее.
В какой-то момент вы сможете оставить ребенка заниматься полностью одного - и он сможет отлично и сконцентрировано поучиться.
Только помните, что даже отличный навык самостоятельной и эффективной работы над домашкой не отменяет контроль выполнения! Не забывайте после выполнения работы заглянуть к ребенку в тетрадь и проверить, что и как там написано :-)
_________________________________
Да, самостоятельность вырабатывается не быстро. Но - по хорошему - этим и заниматься стоит до школы, начиная с 5 лет. Как раз к 1 классу успеваешь.
У школьников дело идет побыстрее. Скорее всего, вы справитесь за год или даже меньше. Но сделайте это обязательно. Это то большое и сложное время, которое стоит потратить - оно окупится успешностью ребенка!
https://zen.yandex.ru/kumon
Большое спасибо за такую полезную информацию!
ОтветитьУдалить