четверг, 27 октября 2022 г.

Адаптация к школе 4 классы.

 

Гайд по адаптации к школьным будням

от методистов и психологов, педагогов, авторов

мониторинга УУД

 

Сентябрь-месяц адаптации к школе

 

Сентябрь - это период адаптации для всех учеников. Независимо от возраста и класса, в котором они учатся.   

 

Особенности периода:

  1. Перестройка режима.  Лето- это достаточно большой срок для формирования привычек: сна и бодрствования, приемы пищи, занятий и т.д. Школа выдвигает другие требования к организации жизни. Нужно заново настроиться на циклограмму обучения, войти в учебной ритм 
  2. Проверка границ дозволенного. За лето ребенок становится взрослее. И физически, и психологически.  Он приходит в школу с новым ощущением взрослости. И важно понять, каков теперь круг его прав и обязанностей, какие новые возможности появляются.  
  3. Напряжение в коммуникации со сверстниками.  В школу возвращаются “другие” дети. Меняется внешность (все подросли, а значит изменились). Многие получили уникальный опыт, которого нет у других детей.  Да и за это время ребята подзабыли друг друга. Все это становится причиной нового выстраивания отношений.  В детской коллективе начинается бурление: проверки прошлых социальных ролей, выработка норм общения, проверка лидерства.
  4. Запрос на психологическую поддержку педагогов.  Тревоги, переживаемые детьми в период адаптации, порождают особую потребность в общении со взрослым.  Взрослый - это гарант психологической и физической безопасности. 

 

Вывод: учится в сентябре сложно. Большая часть ресурсов учащихся затрачивается на включение в школьную жизнь. 

Хорошая новость - этот период не столь продолжителен. Ориентировочный срок - три недели. 

 

Как помочь:

  1. Соблюдайте режим.  Поддержка определенного ритма жизни дома поможет быстрее включиться и в школьный режим.  А еще нужно помнить, что адаптация — это энергозатратный период.  У ребенка должно быть достаточно времени для отдыха, восстановления сил.  Помогите ребенку увидеть смысл режима для поддержки активности и работоспособности. 
  2. Откажитесь от активных видов отдыха на первый месяц школьной жизни (праздники, застолья, шумные компании, поездки   и пр.). Праздник - тоже энергозатратное мероприятие, требующее времени для дальнейшего восстановления.  Выбирайте “тихие” виды отдыха. 
  3. Создайте условия для поддержания чувства взрослости ребенка.  Помогите увидеть не только возросшие обязанности (“Ты же такой взрослый. поэтому должен…”), но и расширившийся круг возможностей (“Ты научился, поэтому можешь…”, “Я уже могу тебе доверить…”). 
  4. Обсуждайте с ребенком правила школьной жизни и их смысл. Дети зачастую не понимают назначение правил. Любое правило — это не самоцель. Оно нужно для чего-то.  Учите детей конструктивно отказываться от отживших правил и создавать новые. 
  5. Не ругайте за снижение учебной активности и мотивации. В этот период дети решают не менее важные задачи.   Поддержите их в этом.  Не обесценивайте трудности, с которыми сталкивается ребенок. 
  6. Проявляйте интерес к школьной жизни. Ребенок должен видеть, что для всей семьи важно, чем наполнена его жизнь в пространстве школы. 

 

“Маркеры” того, что ребенок не справляется

  • Повышенная раздражительность, усталость. 
  • Болезненность.​
  • Нарушение цикла сон-бодрствование.​
  • Постоянные жалобы на учителей, одноклассников и школьные трудности.
  • Отказ от посещения школы.
  • Не характерная замкнутость, отстранение. 

 

При возникновении этих симптомов ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к психологу! 

 

Критерии успешной адаптации



  • Возвращение личной значимости обучения. Учебная деятельность вновь становится важным делом. Ребенок рассказывает о своих учебных достижениях и проблемах, ставит задачи, определяет учебные приоритеты. 
  • Хорошая работоспособность: хватает сил для обучения, включения в дополнительные и досуговые мероприятия, для решения ежедневных задач. 
  • Положительная самооценка и позитивное отношение к окружающей действительности. 
  • Простроенная коммуникация с одноклассниками.  В целом положительное отношение ко всем одноклассниками (“все свои”), есть дружеские связи. 
  • Хорошее стабильное психологическое состояние.​ Желание ходить в школу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий